Технология EFB в автомобильных аккумуляторах
Двадцать первый век привнес в жизнь автолюбителей много новых технологий, в частности - аккумуляторов с технологией EFB. Одной из них стало активное внедрение «гибридных» движетелей – комбинированных приводов авто, основным из которых является незаменимый ДВС, а вспомогательным, позволяющим снизить потребление органического топлива и нагрузку на окружающую среду выбросов СО и токсичных продуктов – электродвигатель, питаемый аккумуляторами.
Технология EFB. В чем «изюминка»?
Аккумуляторы EFB - новая разработка, удовлетворяющая требованиям системы “START-STOP”, придуманной специально для автомобилей, используемых преимущественно в городском цикле движения. Частое переключение режимов разгона\торможения приводит к повышенной нагрузке на аккумулятор, что приводит к его преждевременному выходу из строя. Появилась идея часть кинетической энергии движущегося авто, имеющего большую массу, использовать для заряда аккумулятора. С целью его поддержания в постоянной готовности, недопущения переразряда, и, как следствие – накопления дополнительной «дармовой» энергии для последующего беспроблемного старта после вынужденной остановки.
Старые модели аккумуляторов плохо справляются с задачей смены циклов заряд/разряд, поскольку свинцовые пластины, даже с большим количеством присадок. Плохо реагируют на химические процессы, происходящие в кислотной среде при смене полюсов. Свинец разрушается. Емкость аккумулятора падает. Это неизбежно ведет к тому, что в самый непредсказуемый момент его мощности может не хватить для того, чтобы автомобиль сдвинулся с места.
Для этого внедрена технология EFB (Enhanced Flooded Battery)
Сущность технологии EFB
При сохранении «классической» архитектуры свинцово-кислотного аккумулятора в него внесены значительные изменения, снижающие риск преждевременного разрушения свинцовых пластин:
- между пластиной – носителем заряженных ионов, размещена полиэстеровая сетка (ионопроницаемый сепаратор). Она удерживает активную массу Pb внутри объема;
- каждая свинцовая пластина упакована в микроволоконный «конверт», заполненный жидким (кислотным) электролитом;
- толщина свинцовых пластин увеличена, по сравнению с обычным аккумулятором. Увеличена их емкость. Требуется меньше времени для восстановления исходных значений емкости;
- снижен объем электролита (он находится внутри «конверта» в которые упакована каждая пластина);
- в конструкции аккумулятора присутствует смешивающий элемент, способствующий более активной циркуляции электролита;
- герметичный корпус элемента оснащен крышкой-лабиринтом;
- повышена устойчивость к вибрации – препятствует механическому разрушению пластин;
- в корпус интегрирована схема, препятствующая полному разряду.
Где предпочтительно использовать?
Технология EFB в авто АКБ предназначена для использования в «гибридных» автомобилях. Х использование на бензиновой «классике» не оправдано, поскольку в них не реализуется система «старт-стоп» - отсутствует необходимая генерация тока для заряда батареи при торможении.
Кроме быстрого заряда и высокой отдачи емкости (тока) в батареях EFB реализованы:
- устойчивость к высоким температурам – в условиях «пробок» и перегрева двигателя в городском цикле;
- отсутствует испарение электролита – аккумулятор необслуживаемый;
- отмечается более стабильная работа при низких температурах – плюс для климатической зоны на 70% территории России.
Вывод
Незначительные недостатки: меньшая емкость по сравнению с классическими АКБ, высокая стоимость, нивелируются возможностью использовать в современных авто, использующих, помимо бензина, энергию электрических источников для движения.